Дети с ДЦП относятся к той категории детей, с которыми в большинстве своем, затруднено общение. Это возникает в связи с тем, что во многих случаях вторичные нарушения при ДЦП мешают установлению необходимого контакта. Мы все знаем и понимаем, что без контакта (хотя бы минимального) с ребенком с ДЦП, заниматься очень сложно.
Бывает, что ребенок просто игнорирует Вас, а иногда может устроить и целую истерику. Если родители ребенка присутствуют на занятии или пришли к Вам, на пример на первую консультацию, можно считать, что с вероятностью пятьдесят процентов они не вернуться к Вам. Да и Ваша репутация как специалиста может тоже пострадать. Не сошлись характерами… Если Вы работаете с детьми с ДЦП, задумайтесь, с каким из них можно улучшить отношения, кто менее прислушивается к Вам? Кто Вас не слышит или не хочет слышать? А кто наоборот ждет от вас бОльшего. Проанализируйте. Понаблюдайте. Измените подход. Уверен, что Вам будет проще проводить занятия, а успехи детей будут намного лучше. Напрашивается вывод, что способы установление контакта, его длительность, можно отнести к основным факторам при достижении, которого возможна дальнейшая эффективная ре- и абилитационная работа с детьми.
Представим, что контакт с ребенком (на пример: до трех лет) очень слабый (он слышит Вас, но отвлекается; смотрит на Вас, но не пытается выполнить просьбу), тогда основными помощниками в способах поиска этого контакта для нас могут являться родители. Вам стоит поговорить с матерью ребенка, которая наиболее ясно представляет каким образом можно заинтересовать ребенка, сосредоточить его внимание. Уверен, вместе вы найдете необходимые способы.
Важно помнить, что недопущение аномального контакта или же его исправление и есть та задача, которую необходимо решить специалисту во время работы с родителями детей ДЦП. Обращая внимание на этот факт специалистам, работающим с такой категорией детей необходимо учитывать следующее:
1. Ребенок должен осознать, что вы являетесь его партнером, а не человеком готовым выполнить его запросы во время работы.
При признании в специалисте партнера общение происходит уже в форме диалога. Это необходимо для осознания ребенком своей социальной роли в обществе, влекущую за собой в будущем более полную интеграцию в нем.
2. Во всех случаях общения необходимо исключить контакт только одной формы на пример: только глазами (визуальный). Часто при тяжелых случаях ДЦП мы сталкиваемся с таким примером, что влечет за собой ограниченность в общении ребенка. В этом случае специалисту необходимо, исходя из диагноза, подобрать другие формы общения.
3. Со стороны специалиста во всех случаях надо дать ребенку больше времени на обработку информации, а также на ответ. При задавании вопроса не исключено, что его придется повторить не однократно.
4. При условии, что ребенок способен на самостоятельную деятельность (на пр. достать игрушку лежащую возле него в пределах досягаемости) но не уверен в своих силах, необходимо дать осознать ему, что вы уверены в том, что он сможет все сделать сам. Тем самым вы придаете ему уверенность в себе.
5. Цикличность выполняемых действий. Включает в себя: постановка цели, процесс ее достижения, применение достигнутых результатов.
Детям необходимо знать, что они не должны совершать безрезультатных движений, в каждом движении должны присутствовать все три цикла. Бесцельные движения у детей с ДЦП приводят к уменьшению интереса и (как следствие) двигательной активности.
Учет данных факторов в работе поможет значительно повысить качество помощи детям с ДЦП. Мы считаем, что в обязанности специалиста входит не только их умелое применение, но и обучения им родителей.