Одним
из из современных и высокоэффективных направлений ре- и абилитации детей с
церебральным параличем является система
Кондуктивной педагогики, разработанная в 1945-1967 гг.
венгерским врачом и педагогом Андрашем Петё.Кондуктивная
педагогика (КП) – немедицинская система ре- и абилитации. Она изучает теорию и практику развития, воспитания и обучения
детей с церебральным параличем. Система всемирно известна. Основное отличие
от распрастранненых в настоящий момент практик помощи в комплексном подходе к
проблеме ре- и абилитации детей с ДЦП.Свое название КП
получила от латинского слова «кондуктор» - проводник. Педагоги – кондукторы (в группе их несколько) –
специалисты, имеющие знания в области педагогики, психологии, анатомии,
медицины. Своими действиями помогают, учат, воспитывают ребенка, побуждая его
к всестороннему развитию.В
течении всего дня во всех видах деятельности ребенок решает большое количество задач
поставленных специалистом. Они строго регламентированы, имеют свою структуру
(по схеме от простого к сложному) и подчинены распорядку дня. Основная цель в
работе с ребенком заключается в создании условий, стимулирующих его активную
жизнедеятельность, позволяющих максимально эффективно использовать его
индивидуальные возможности в процессе целенаправленного комплексного
развития. В ходе абилитационных мероприятий происходит коррекция двигательных
и психических нарушений у ребенка. Коррекция проводится с помощью
педагогического и физического (выполнение специальных комплексов упражнений) воздействия
на ребенка. Данные мероприятия повторяются изо дня в день. Преследуемая при
этом цель заключается в способности ребенка адаптироваться и самостоятельно удовлетворять
свои потребности. В ходе достижения этой цели А. Петё делает упор на высокую
пластичность мозга, которая особенно характерна для детского возраста. Для
этого на начальном этапе специалисты формируют у ребенка подсознательное
построение двигательного стереотипа, а затем организованный двигательный акт
переходит в сферу сознания и в конечном итоге автоматизируется.Процесс
абилитации происходит в группах детей (возраст: 6-15 месяцев, 15 года до 3
лет, от 3 лет до 6-7, от 7 до 9 – 10 лет и далее до 18 летнего возраста) со
схожей формой ЦП. Этим процессом управляет педагог – кондуктор. Его основная задача - достичь эффективных
результатов обучения, преодолеть двигательную, речевую и психическую
недостаточность у ребенка воспитательным
путем, развивая задержанные и корригируя нарушенные функции. Большую роль
в достижении этой цели играет комплексная программа
дня, включающая в себя блоки, состоящие из комплекса упражнений и
педагогических занятий. Одна из основных целей комплексной программы -
обучить детей спонтанности движений, в решении поставленных перед ними задач.
Выполняя те или иные упражнения, ребенок проговаривает каждое свое действие.Абилитация
проходит с использованием специальной мебели, выполненной из дерева. Форма
мебели представляется наиболее благоприятной для стимулирования двигательной
активности ребенка. Мебель многофункциональна.Для
каждого ребенка составляется индивидуальная комплексная программа
реабилитации. Системный подход в кондуктивной педагогике не подразумевает
разделения ее на элементы и применения их независимо друг от друга.
Нацеленная в первую очередь на развитие личности, программа позволяет ребенку
проявить свою инициативу, показать себя самостоятельным. В ходе занятий
ребенка никто не подгоняет, не проявляет к нему нетерпения.Видимые результаты абилитации, как правило, появляются уже
после 1,5 -2 месяцев активных занятий. Эффект можно усилить, если к абилитационым
действиям подключается воспитатель №1 (например: мать). Статистика института им. А. Петё говорит о
том, что при ранней абилитации с 5-6 месяцев, 60% детей практически полостью
интегрируются в обычную среду. Добавление: педагог-кондуктор и кондуктолог. Педагог-кондуктор: венгерское название профессии. Педагог, потому что учитель начальных классов. Кондуктор-проводник. Человек ведущий ребенка в различных планах его развития. Кондуктолог: российский вариант педагога-кондуктора. По смыслу. По содержанию, как говорят, посмотрим. |