О дцп и способах коррекции1.
Детский
церебральный паралич (ДЦП) – заболевание, возникающее в результате недоразвития
мозга или его поражения на различных этапах развития плода или ребенка. Характерезуется неспособностью человека сохранять нормальную позу и выполнять произвольные движения.
Основными формами ДЦП считаются спастическая диплегия, двойная гемиплегия,
гемиплегическая форма, гиперкинетическая форма, атонически-астатическая форма.
2.
Клиническими
проявлениями ДЦП могут быть психические и психологические проблемы, проблемы с
опорно-двигательным аппаратом, нарушения иных функциональных систем организма
(зрение, слух, сердечно-сосудистая система и др.). Нарушения психики ведут к
различным вариантам задержки психического развития (временной задержке темпа
психического развития или к состоянию стойкой легкой интеллектуальной
недостаточности). При этом особенностью таких детей является их речевое
развитие, отражающееся на познавательной деятельности и общении с окружающими.
Двигательные нарушения связаны с недоразвитием или искажением конкретного вида
движений, а также с различными отклонениями анатомо-физиологических функций
организма ребенка. Данный вид проблем определяет такие особенности детей с ДЦП,
как расстройство координации и непостоянство двигательных функций. Нарушения
других функциональных систем организма могут быть связаны с аномалиями зрения
(косоглазие, двоение в глазах, недостаточно согласованное движение глаз,
нарушение фиксации взора и т.д.), проблемами слуха (снижение остроты слуха,
повышенная чувствительность к слуховым раздражителям), нарушениями
сердечно-сосудистой (неустойчивость артериального давления, аритмия,
тахикордия, гипотония и др.) и дыхательной систем (хроническая гипоксия,
гипервентиляция легких в покое, уменьшение грудной клетки, поверхностное
дыхание и т.д.). Подобные нарушения формируют такие особенности данной
категории детей, как слабая концентрация внимания, снижение слуховой памяти и
слухового внимания, что, вкупе с нарушениями психики, влияет на развитие их
коммуникационных возможностей, познавательной сферы, интеллекта.
3.
Существенное влияние на формирование личности
ребенка с ДЦП оказывает окружающая среда и взаимоотношения с родными и
сверстниками, в связи с чем актуальным является включение их в реабилитационный
процесс.
4.
Реабилитационные
меры по отношению к ребенку с ДЦП включают медицинский блок
(хирургическая, медикаментозная, ортопедическая помощь; массаж, ЛФК, плаванье и
водолечение; микроволновая и ультразвуковая терапии и т.д.), комплексную
реабилитацию, нетрадиционные и альтернативные средства помощи и педагогическую
коррекцию.
5.
Педагогическая
коррекция и кондуктивная педагогика являются основой социально-педагогического
подхода в работе с детьми с ДЦП, представляющего собой оригинальный вариант
безмедикаментозной реабилитации. Кондуктивная педагогика ориентирована на целостное формирование личности, наиболее полное использование
индивидуальных возможностей ребенка в процессе его целенаправленного
комплексного развития и создание условий, стимулирующих его активную жизненную
позицию. Данный подход предполагает включение в процесс возможно более полной
комплексной компенсации ограничений жизнедеятельности ребенка с ДЦП его
окружения (родителей, сверстников и общества в целом), развитие компенсаторных
возможностей его организма, а также создание в обществе условий для наиболее
полной и эффективной адаптации и социализации детей, имеющих проблемы в
развитии.
|