Венгерский опыт выявления детей с дцп и дальнейшая работа с ними В родильных домах существуют кабинеты
осмотра недоношенных новорожденных. Осмотр проводит группа, состоящая из врачей
и специалистов по реабилитации. В процессе осмотра родители получают всю
необходимую информацию о состоянии ребенка. В случае выявления у ребенка
предрасположенности к ЦП (синдром ДЦП), он направляется в специализированное учреждение
амбулаторного типа. В этом учреждении ребенок проходит полную диагностику, ему
назначают курс медицинской и профилактической помощи. Окончательный диагноз
ребенок получает после года, если не достигнуто преодоления патологии. В 5-6
месяцев специалисты с большей уверенностью говорят о формируемой патологии и
предписывают комплекс кондуктивной работы с ребенком. Непосредственным участником всего
процесса этой деятельности являются родители, чаще
всего мать. Венгерский подход предусматривает обучение родителей (матери)
методике ухода и социально-педагогической работы с ребенком, направленной на
стимулирование его развития и воспитание двигательной активности. Комплекс реабилитационной работы с ребенком и его семьей ведется под
руководством специалиста-кондуктора. Его деятельность включает в себя следующие
направления:
1. работа
по улучшению психолого-педагогического состояния родителей, в первую очередь,
матери, вывод из стрессового состояния; 2.
адаптационные мероприятия: знакомство родителей с реабилитационным процессом,
организация групп реабилитации; 3.
побуждение родителей к изменению личной позиции в отношении к ребенку и
активному участию в реабилитационном процессе; 4.
обучение родителей уходу и методике работы с ребенком
в процессе их практического участия в реабилитационном процессе; 6. сопровождение семьи.
Процесс
реабилитации ребенка в группе проходит с обязательным обучением воспитателя №
1, чаще всего это мать. К занятиям привлекаются и другие родственники. В
нескольких занятиях обязан принять участие отец ребенка (если имеется). За
время нахождения в группе мать приобретает необходимые навыки и умения,
обучается методикам мотивации. Специалист помогает ей осмыслить
реабилитационную деятельность с учетом дальнейшей перспективы, вовлекает все
семейное окружение в этот процесс. После окончания курса ребенку составляют
«индивидуальную комплексную программу реабилитации» для выполнения в домашних
условиях. При возникновении затруднений с выполнением программы родители могут
получить исчерпывающую информацию по телефону или в письменном виде. Семья
находится на постоянном контроле со стороны специалистов. Раз в месяц или в три
месяца (в зависимости от возраста и тяжести поражения ребенка) родители вместе
с ребенком приглашаются на профилактико-диагностические встречи, в ходе которых
диагностируется актуальное состояние ребенка и результаты
социально-педагогической работы с ним родителей, затрагиваются вопросы
социально-бытовой реабилитации и интеграции
в целом.
По
имеющимся статистическим данным, 60 % детей, прошедших в дошкольном возрасте
лечение методом кондуктивной педагогики, обучаются в массовой школе.
Если тяжесть поражения ребенка не позволяет посещать обычную
общеобразовательную школу, он продолжает обучение и реабилитацию в том же
учреждении, где начинал вместе с матерью. Дети с наиболее сложными формами
поражения переводятся в специализированные интернаты.
|